Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В ГКДОУ "Детский сад № 171 г.о. Донецк" созданы условия для осуществления образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы имеется всё необходимое для полноценного функционирования. Все помещения: раздевальная, групповая, спальная, туалетная, умывальная, оборудованы в соответствии с санитарными нормами и их назначением.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В ГКДОУ "Детский сад №171 г.о.Донецк" функцианируют 2 группы.
Все групповое пространство группы распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
В группе есть центры:
Центр двигательной активности уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В центре двигательной активности, не имеется закрепленного к стене спортивного комплекса, физкультурного мата, мини-стеллажа для хранения спортивного инвентаря, которого недостаточно.
Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) размещен компактно и находится в доступном для детей месте. Имеется место для хранения бумаги, размещено оборудование для изобразительной деятельности, коробки с природным материалом.
Центр конструирования достаточно оснащен разнообразными видами детских конструкторов. Имеется конструктор «Лего» и альбом со схемами поделок, сделанный воспитателями. В центре конструирования достаточно строительного материала - пластмассовые модули, деревянный строительный материал, бросовый материал. Конструирование с данным материалом помогает развивать математические способности и логическое мышление. Работа с крупным строительным материалом в команде способствует приобретению социальных навыков, дает опыт совместного решения проблем. Однако в центре нет схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей
Центр театрализации и музицирования. Достаточно оборудования, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей. Имеются в маски и предметы, которые дают детям возможность разыграть сценки из знакомых сказок. В этом центре имеется кукольный театр. Центр требует наполнения театрализованными костюмами, и костюмами организации сюжетно-ролевых игр.
Уголок природы расположенный непосредственно у окна имеет стеллаж, на котором расположены комнатные растения и инструменты для ухода за ними. Основное место занимает календарь природы, который помогает знакомить детей со временами года, состоянием погоды, с объектами неживой природы. Имеются картинки для организации дежурства
в уголке природы, достаточно растений, которые входят в примерный список для старшей группы. Рядом находится уголок для экспериментирования, в котором есть разнообразные материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал (камни, ракушки, шишки); картотека игр – экспериментов.
В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, с достаточным количеством книг (книжный уголок), уголок сенсомоторного развития и центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций.
Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Центр оснащен простой переносной доской.
В группе имеется патриотический уголок с демонстрационным материалом для обеспечения духовно-нравственного и этико-эстетическое воспитание детей.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека ГКДОУ № 171 располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами:
в методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, наборы наглядного материала для организации различных видов деятельности.
Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется
В методическом кабинете имеются 4 рабочих стола, 1 компьютер, 1 МФУ, выход в интернет.
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационные системы ДОО включают в себя: электронную почту, локальную сеть в выходом в Интернет, установлен Wi-Fi, разработан и действует официальный сайт образовательного учреждения.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. На данный момент педагоги ГКДОУ не имеет возможности в полном объеме использовать ЭОР в образовательно - воспитательной работе (всвязи с их отсутствием).
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»